Доброго всем времени суток. Небольшой апдейт, описывающий много событий уместившихся в две-три недели с начала второй части майских праздников.
Перед майскими праздниками как-то неожиданно задымила из выхлопной трубы сизым дымом отцовская 31029.
В ней на тот момент был 402-й с ГБЦ под 80-й бензин. Пробег двигателя около 40 тыс. км.
За майские праздники была снята головка блока обнаружилось зрелище, которое заставило очень сильно задуматься.
Плюс один отмытый тосолом цилиндр и половинка выпускного коллектора.
(Кстати,столько нагара - это масло? Но ведь не кольца?)
С системой охлаждения на этой машине проблемы в последнее время были, года три назад она начала перегреваться, несколько раз машина почти кипела. Началось всё с замены радиатора, который прокорродировал и начал течь. Потом была заменена помпа, потому что на родной заводской лопнула крыльчатка и просто находилась на валу, не вращаясь.
Далее был заменён подклинивавший термостат на термостат из FAQ'а - VERNET: 6779.87 На 87С.
Который, как позже выяснилось, в данном конкретном корпусе термостата упирался меньшей тарелкой в отливку.
Межпраздничная майская рабочая неделя была проведена в поисках приличной ГБЦ, желательно новой, но не с магазина за 20к. На авито было немало вариантов с уже шлифованными "рабочими" головками, с менянными выпускными клапанами, конкретно пользоваными, 24-ми "на 402" и даже новыми 21-ми под видом 402 =) И на удивление, такая была найдена, почти в Москве. Однако на следующий день, когда договорился подъехать к человеку, посмотреть ГБЦ - человек ответил что уже продал.
Головка блока в сборе с клапанами, пружинами, во вполне приличном состоянии нашлась километров за 100 от Мск. Со следами установленной прокладки, с небольшим нагаром в выпускном коллекторе, с Энгельскими свечами А14 98-го года выпуска Вроде бы как не шлифованная, высотой 94,4 мм.
Состояние понравилось,лучше не видел. Единственный момент, в одном из цилиндров свеча вкручивается глубже на 1-1,5 мм чем остальные, но за пределы камеры сгорания не выходит.
Приобретение было уложено в рюкзак и обратно, своим ходом повезено в сторону Москвы.
На обратном пути был приобретён шпильковёрт для выкручивания шпилек из старой ГБЦ
Диаметр больше шпилек, но выкручивающиеся легко выкрутить получилось. Выкручивающая плохо нарезала резьбу внутри шпильковёрта.
Решительно лучше себя показала головка-шпильковёрт
В Железяке стоила 350, бОльшего диаметра ~500 и 750.
Далее, в течение десяти дней периодических заездов в магазины, по мере продолжения дефектовки деталей были приобретены:
- шпильки стоек оси коромысел и коллектора
- комплект штанг под 92-й бензин
- три комплект маслосъемных колпачков Goetze (один тупо подделка, два неплохих и прозапас)
- съемник клапанных пружин, оправка для колпачков
- графитная смазка и масло МС-20 (по книге для 24-ки, для закладывания в маслосъемные колпачки)
- два метра шланга на 16мм, т.к. родные к печке задубели
- прокладки термостата к ГБЦ, термостата между половинами, задней крышки ГБЦ в количестве примерно 4-х комплектов
- лист сантехнического паронита, кажется 1,5мм толщиной.
- три регулировочных винта коромысел
- комплект омеднённых гаек коллектора (на коллекторе гайки были пополам черные и латунные)
- воздушный фильтр 3110 и патрубки к нему, переходник К151 на УАЗофильтр (если уж такая пьянка пошла..)
- 7 литров промывочного масла и две канистры Ярославского масла 10w30.
Решили перебрать ось коромысел до установки на другую ГБЦ.
Ось была коричневая от масла, была большая выработка во втулках коромысел, на самой оси от пружин.
На рабочих плоскостях самих коромысел была небольшая выработка, которую легко убрали.
Но внутри было всё решительно веселее\грустнее - во втулках местами и не было масляной канавки, либо отверстие через коромысло было просверлено криво, либо металлом из просвеленного отверстия канавка перекрывалась, либо между половинками канавки был "бортик" ~0,5 мм, перекрывавший полностью канавку во втулке.
Прочищая регулировочные винты от "гуталина" обнаружили что в одном винте отверстия нет впринципе.
Просверлили "тонким" сверлом, получилось раза в полтора больше диаметра родного отверстия. Но больше ж не меньше, тем более здесь.
С комплектом штанг вышла засада - 4 шт. одной длины, 3-шт. одинаковые, но чуть короче тех 4-х и одна с отчётливым штампом ЗМЗ короче всех. Из достоверных измерительных приборов была под рукой только металлическая метровая линейка. Ей получилось намерить, что 4 самых длинных штанг - "чуть длиннее чем 281 мм", 3 штанги, которые слегка короче - "чуть короче чем 281 мм", самая короткая штанга оказалась чуть ли не 279 мм.
После установки оси коромысел и регулировки клапанов на одном коромысле регулировочный винт вкрутился в коромысло вровень с отверстием.
Новые штанги решили брать потому что спрессовать колпачки со старых как-то особо и не вышло.
Где-то в промежутке между сборкой ГБЦ и её установкой были отмыты от отложений толкатели клапанов и отверстия в блоке.
На головке запилены канавки Сингха, совсем без фанатизма убраны острые кромки камеры сгорания.
Благодарен за идею Олегу Mortis'у и SkyRider'у за красивую реализацию, от которой и отталкивались.
Получилось не идеально, в одной камере сгорания чуть глубже. До самого момента запуска мучался вопросом - будет ли иметь более положительный или более отрицательный эффект.. в общем время покажет.
До запуска решили слить то,что было в картере двигателя. Там было как-минимум литр чистого тосола и то, что когда было моторным маслом.
Сначала решили прокрутить двигатель с залитой промывкой не заводя его, со снятым с катушки зажигания проводом.
Через минуты 3-4 попробовали завести - результата ноль. Даже вспышек в цилиндрах. Долго думали. Т.к. снимали трамблер, грешили на сбитое зажигание. Бензин поступал, свечи успешно заливало, искра в закреплённой в проушину двигателя свече была. Стали появляться тёмные мысли, что степени сжатия не хватает для заправленного бензина. Хоть немного было выпилено с ГБЦ, но высота была номинальная под 92-й.
Впрочем отгоняя от себя эти мысли внимание было сосредоточено на зажигании - "если заводится двигатель, значит нечего поджигать, либо нечем, либо не вовремя".
В книге по ремонту 31029 был найден хороший алгоритм для выставления зажигания. (как-нибудь перепишу сюда,чтоб было). Зажигание выставлено по алгоритму. Но заводиться она от этого лучше или вообще не начала.
Попутно нашлись неподключенные провода в микровыключателю на карбюраторе, подключение которых тоже мало чего дало.
Итогом поисков стало нахождение тоненького чёрного проводка, с обломанной клеммой и второй части клеммы под винтиком на корпусе трамблера. С зачищенным (в ожидании нахождение приличной клеммы) проводком, зажатым между двумя шайбами подточенными под форму клеммы, машина не с первого раза, но достаточно быстро завелась.
Далее была промывка двигателя промывочным маслом, заливка свежей жидкой минералки (собственно минералка залита в некотором роде тоже как промывка, чтобы потом залить полусинтетику), несколько ходовых испытаний, которые выявили подклинивающий термостат (не Vernet), попытка поставить тарелку от клинящего термостата на Vernet, которой при развальцовке трубки...испортился - трубка меньшей тарелки провалилась во внутрь другой трубки. Покупка аж 3-х термостатов - Toyota\Lexus, Gates и Bautler. Первый был куплен, как из-за того что полностью открыт при номинальной температуре, другие как то что наверняка подойдёт на 402.
На термостате Toyota\Lexus тарелка держится не развальцовкой трубки, а стопорным кольцом, что позволило безпроблемно заменить меньшую тарелку на ту, которая подходила к корпусу термостата на машине.
Раз уж была снята ГБЦ, и столько мороки было с термостатом, хотелось с системой охлаждения сделать что-то полезное до конечной сборки и заполнения.
С силиконовыми патрубками не вышло - хорошо, но дорого.
Заднюю крышку ГБЦ от 4025 найти тоже не получилось, как-то они разом кончились в магазинах или были почти по 1000. Так что была оставлена родная крышка 2410, хоть и со слегка рассверленным выводом.
Шаровый кран на печку был признан вполне рациональным улучшением, но и шаровые краны хорошего качества что-то тоже особо не попадались.
После сборки и заполнения системы (водой), обнаружения подтёка на радиаторе ("новом"), и как-бы получением результата который предполагает продолжение эксплуатации машины, а не продолжение ремонта краник печки (ставился новым год назад) напомнил о себе тем, что заклинил в открытом положении. Шаровому крану в системе охлаждения быть!
Огромное спасибо форуму, за те две недели ремонта было перечитано очень многое и, как оказалось, не взря.
С "легкой переборкой ГРМ", выставленным зажиганием, запиленными канавками Сингха и на 92-м бензине (но ещё без инжекторного воздушного фильтра) двигатель работает мягче что-ли..Не могу сказать, что авто стал мощнее, но обороты набирает слегка бодрее. Даже с новым карбюратором и чистым воздушным фильтром, несколько лет назад, такого не ощущалось
Девиз праздников и отпуска - "Нельзя просто так взять и починить Волгу!"