Врет ли спидометр?
- Автор
- Сообщение
Врет ли спидометр?
Человеку нравится ощущение скорости, не случайно в олимпийском девизе на первом месте стоит слово «быстрее». Дух соревнования присутствует и в разговорах автолюбителей. «Моя идет 150». «А моя – 160 без напряга». А некоторые вообще умудряются укладывать стрелки на ограничитель. Но если во время состязаний судьи пользуются очень точными приборами, то водители - лишь теми, что установлены в машину на заводе. Обычный спидометр позволяет оценить скорость лишь приблизительно: он даже проградуирован в большинстве случаев через 10 км/ч, да и стрелка на ухабах дергается. Легко ошибиться при считывании показаний: попробуйте посмотреть на спидометр с места водителя, а потом с пассажирского сиденья. К тому же любой прибор имеет погрешность измерений. Для российских спидометров она приведена в таблице. Обратите внимание, допустимая погрешность на всех скоростях со знаком «плюс». Это значит, что спидометр может только завышать показания, а занижать не имеет права, иначе водитель неправильно оценит дорожную обстановку и заработает штраф или, еще хуже, попадет в аварию.
Какой-то спидометр, допустим, не ошибается совсем, зато другой может иметь максимальную погрешность. При скорости 140 она составит 8 км/ч, в результате прибор покажет 148, что читается как 150. Не здесь ли источник рассказов о фантастических скоростях??
Всем, кто знаком с основами геометрии, а особенно таксистам, известно, что на показания счетчика пробега заметно влияет размер шин. Посмотрим теперь, как зависят от него показания спидометра. Начнем с устройства прибора.
Спидометр состоит из двух приборов, объединенных в одном корпусе. Один служит для измерения скорости (его называют скоростным узлом спидометра), другой показывает пробег автомобиля (счетный узел).
Скоростной узел (для удобства будем называть его просто спидометром) устроен так. На приводном вале закреплен магнит. На оси, свободно вращающейся в подшипниках, закреплена деталь из немагнитного материала (например алюминиевого сплава), называемая картушкой. Стальной экран концентрирует магнитное поле. При вращении магнита в картушке возникают вихревые токи, создающие свое магнитное поле. В результате взаимодействия полей магнита и картушки последняя отклоняется и поворачивает стрелку, преодолевая сопротивление пружины.
Угол поворота картушки пропорционален окружной скорости полюсов магнита, а значит – частоте вращения приводного вала, которая, в свою очередь, пропорциональна частоте вращения ведущих колес автомобиля. Следовательно, чем больше колесо сделает оборотов в единицу времени, тем большую скорость покажет спидометр. Очевидно, если из двух колес одно чуть меньше, то за один оборот оно пройдет меньший путь и на одинаковом отрезке сделает больше оборотов. Соответственно и показания спидометра будут выше.
Рассмотрим следующий пример. Вы и Ваш товарищ проехали один и тот же участок с одинаковой скоростью, допустим 140 км/ч (реальная скорость, а не показания спидометра). При этом ваш спидометр завышает показания, а спидометр товарища – нет. Ваш автомобиль обут в поношенные радиальные шины (внешний диаметр 580 мм), а автомобиль товарища – в диагональные с наварным протектором (внешний диаметр 610 мм). При таком раскладе показания вашего спидометра около 150 км/ч, а соседского 133 км/ч (его колеса делают меньше оборотов, примерно на 5%). Поскольку спидометр проградуирован через каждые 10 км/ч, то последнее число округляется до 130. Разница – 20км/ч велика, хотя на самом деле скорость была одинакова.
На показания спидометра также влияют температура окружающего воздуха, передаточное число главной пары и другие факторы.
Допустимая погрешность спидометра (в скобках указана допустимая погрешность при +20С)
Действительная скорость, км/ч 60 и менее(+4) 80(+5) 100(+6) 120(+7) 140(+8)
Какой-то спидометр, допустим, не ошибается совсем, зато другой может иметь максимальную погрешность. При скорости 140 она составит 8 км/ч, в результате прибор покажет 148, что читается как 150. Не здесь ли источник рассказов о фантастических скоростях??
Всем, кто знаком с основами геометрии, а особенно таксистам, известно, что на показания счетчика пробега заметно влияет размер шин. Посмотрим теперь, как зависят от него показания спидометра. Начнем с устройства прибора.
Спидометр состоит из двух приборов, объединенных в одном корпусе. Один служит для измерения скорости (его называют скоростным узлом спидометра), другой показывает пробег автомобиля (счетный узел).
Скоростной узел (для удобства будем называть его просто спидометром) устроен так. На приводном вале закреплен магнит. На оси, свободно вращающейся в подшипниках, закреплена деталь из немагнитного материала (например алюминиевого сплава), называемая картушкой. Стальной экран концентрирует магнитное поле. При вращении магнита в картушке возникают вихревые токи, создающие свое магнитное поле. В результате взаимодействия полей магнита и картушки последняя отклоняется и поворачивает стрелку, преодолевая сопротивление пружины.
Угол поворота картушки пропорционален окружной скорости полюсов магнита, а значит – частоте вращения приводного вала, которая, в свою очередь, пропорциональна частоте вращения ведущих колес автомобиля. Следовательно, чем больше колесо сделает оборотов в единицу времени, тем большую скорость покажет спидометр. Очевидно, если из двух колес одно чуть меньше, то за один оборот оно пройдет меньший путь и на одинаковом отрезке сделает больше оборотов. Соответственно и показания спидометра будут выше.
Рассмотрим следующий пример. Вы и Ваш товарищ проехали один и тот же участок с одинаковой скоростью, допустим 140 км/ч (реальная скорость, а не показания спидометра). При этом ваш спидометр завышает показания, а спидометр товарища – нет. Ваш автомобиль обут в поношенные радиальные шины (внешний диаметр 580 мм), а автомобиль товарища – в диагональные с наварным протектором (внешний диаметр 610 мм). При таком раскладе показания вашего спидометра около 150 км/ч, а соседского 133 км/ч (его колеса делают меньше оборотов, примерно на 5%). Поскольку спидометр проградуирован через каждые 10 км/ч, то последнее число округляется до 130. Разница – 20км/ч велика, хотя на самом деле скорость была одинакова.
На показания спидометра также влияют температура окружающего воздуха, передаточное число главной пары и другие факторы.
Допустимая погрешность спидометра (в скобках указана допустимая погрешность при +20С)
Действительная скорость, км/ч 60 и менее(+4) 80(+5) 100(+6) 120(+7) 140(+8)
-
Не в сети
- Дядя Серёжа R.I.P
- Сообщения: 2149
- Зарегистрирован: Ср май 03, 2006 17:52 pm
- Автомобиль: ГАЗ-24
- Откуда: Россия, Питер. ГАЗ-24+406+5кпп+ГУР
- Поблагодарили: 50 раз
Одинокий Лис, много и красиво написано :sm36:
Взять GPS у товарища и на шоссе проверить свой спидометр.
40, 60, 90 км/час. Остальные значения лирика. Если врёт немного, можно стрелку на оси повернуть :sm4:
Vovchik, вот для теоретических изысков. Ставь нужные значения и сохраняй на компе результат. http://www.kartuning.ru/raschkpp/index.php?idi=1
ЗМ-4,1
1...3,5
2...2,26
3...1,45
4...1.0
ЗХ.3,54
Взять GPS у товарища и на шоссе проверить свой спидометр.
40, 60, 90 км/час. Остальные значения лирика. Если врёт немного, можно стрелку на оси повернуть :sm4:
Vovchik, вот для теоретических изысков. Ставь нужные значения и сохраняй на компе результат. http://www.kartuning.ru/raschkpp/index.php?idi=1
ЗМ-4,1
1...3,5
2...2,26
3...1,45
4...1.0
ЗХ.3,54
_________________
Все мои фотки тут: http://photofile.name/users/45-45/
Все мои фотки тут: http://photofile.name/users/45-45/
-
Не в сети
- Почетный форумчанин
- Сообщения: 2432
- Зарегистрирован: Вт май 15, 2007 20:01 pm
- Автомобиль: ГАЗ-24 1971г
- Откуда: Украина, Севастополь
- Благодарил (а): 85 раз
- Поблагодарили: 14 раз
- Контактная информация:
Хм... Прикольно, почти как у меня. Я в Excel подсчитывал - вот результаты45-45 писал(а):Vovchik, вот для теоретических изысков. Ставь нужные значения и сохраняй на компе результат. http://www.kartuning.ru/raschkpp/index.php?idi=1
Мне кажется самое простое проверить по оборотам.
Вот табличка для ГАЗ24 4ст. ГП 4.1
206/65 это я обозвал мою резину 206/70 растянутую на мои широкие диски. Измерял периметр рулеткой.
P.S.
Короче GPS не наврал. Вчера достал спидометр оказалось я когда последний раз собрал сдвинул стрелку, а она хитрая – всё равно в области 0 стоит. Вернул наместо, но всё одно сцуко врет на 16%...
-
Не в сети
- Заглянувший
- Сообщения: 10
- Зарегистрирован: Вс сен 14, 2008 20:38 pm
-
Не в сети
- Заслуженный участник форума
- Сообщения: 4459
- Зарегистрирован: Чт май 04, 2006 16:58 pm
- Автомобиль: ГАЗ-24 СПГ 1978
- Откуда: Украина, Ужгород
- Благодарил (а): 3 раза
- Поблагодарили: 55 раз
- Контактная информация:
Нужно срочно фото 5 КПП спереди где первичный вал
Нужно срочно фото 5 КПП спереди где первичный вал
Вопрос жизни и смерти нигде не могу найти фото. Уже полдня гуглю.
Вопрос жизни и смерти нигде не могу найти фото. Уже полдня гуглю.
-
Не в сети
- Волговод со стажем
- Сообщения: 1047
- Зарегистрирован: Вс дек 31, 2006 10:31 am
- Автомобиль: ГАЗ 24-10
- Откуда: Украина, Кривой Рог
- Поблагодарили: 4 раза
Вот на выходных съездил к родственникам в другой город.
По дорожным указателям - 196 км. По одометру - 179 км.
А месяцок назад менты тормознули. На спидометре было 100, на радаре показало 101 км/ч. Тогда значения не придал, а теперь думаю. Особенно о расходе топлива. :sm63:
Кстати спалил туда и обратно 40л.
По дорожным указателям - 196 км. По одометру - 179 км.
А месяцок назад менты тормознули. На спидометре было 100, на радаре показало 101 км/ч. Тогда значения не придал, а теперь думаю. Особенно о расходе топлива. :sm63:
Кстати спалил туда и обратно 40л.
-
Не в сети
- Заслуженный участник форума
- Сообщения: 6457
- Зарегистрирован: Пт май 18, 2007 3:57 am
- Автомобиль: 1988 Волга 2410 Экспортная, блок 4022.10, 5ст.кпп,
- Откуда: Россия, Москва
- Благодарил (а): 179 раз
- Поблагодарили: 97 раз
- Контактная информация:
По поводу вранья спидометра.
Сейчас часто и много езжу по автостраде Новая Рига, туда 130-150 км, назад столько же.
Держу постоянно 130-150, иногда разгоняюсь до 160-165.
И короче, за не имением GPS стал мерить скорость по километровым столбам и тахометру на часах.
+ снимаю на видео и там видны столбы.
Короче, результаты.
На скорости 150 по спидометру точно реальные 145.
При 130 - 127, при 140 - 136.
А вот потом было что-то странное на спидометре около 170, а по столбам вышло около 180. И так 3 километра получилось, потом горка вверха пошла.
Итог - не так сильно врет спидометр Волги как иногда некоторые утверждают. Во всяком случае 3102-2410-31029.
Да и ГАИ останавливая это подтверждает, если меня остановили за 120км/ч, то действительно на спидометре у меня было чуть больше 120.
Кстати расход даже при такой быстрой поездке около 11.5-12л/100. В машине 3 человека.
Сейчас часто и много езжу по автостраде Новая Рига, туда 130-150 км, назад столько же.
Держу постоянно 130-150, иногда разгоняюсь до 160-165.
И короче, за не имением GPS стал мерить скорость по километровым столбам и тахометру на часах.
+ снимаю на видео и там видны столбы.
Короче, результаты.
На скорости 150 по спидометру точно реальные 145.
При 130 - 127, при 140 - 136.
А вот потом было что-то странное на спидометре около 170, а по столбам вышло около 180. И так 3 километра получилось, потом горка вверха пошла.
Итог - не так сильно врет спидометр Волги как иногда некоторые утверждают. Во всяком случае 3102-2410-31029.
Да и ГАИ останавливая это подтверждает, если меня остановили за 120км/ч, то действительно на спидометре у меня было чуть больше 120.
Кстати расход даже при такой быстрой поездке около 11.5-12л/100. В машине 3 человека.
_________________
1988 Волга 2410 Экспортная,блок 4022.10,5ст.кпп,диск.торм.3102,Чайкa стаб,диски Cragar SS 15",Cooper Cobra 215/60, голубой м.
1995 Oldsmobile Aurora 4L V8 вишневая
Моя анкета
Драйв 2
Волга самая лучшая машина в условиях нашей Родины! Волга на дороге, это как красная тряпка, а быстро едущая Волга это уже красный Флаг!
http://s006.radikal.ru/i213/1102/a1/e8d0b64cbc4e.gif
1988 Волга 2410 Экспортная,блок 4022.10,5ст.кпп,диск.торм.3102,Чайкa стаб,диски Cragar SS 15",Cooper Cobra 215/60, голубой м.
1995 Oldsmobile Aurora 4L V8 вишневая
Моя анкета
Драйв 2
Волга самая лучшая машина в условиях нашей Родины! Волга на дороге, это как красная тряпка, а быстро едущая Волга это уже красный Флаг!
http://s006.radikal.ru/i213/1102/a1/e8d0b64cbc4e.gif