Фильтр тонкой очистки при работе двигателя постоянно удаляет из системы смазки абразивные частицы, способные вызывать повышенный износ трущихся деталей. От качества очистки зависит не только интервал замены масла, но и ресурс мотора.
Основные производители фильтров
Масляные фильтры в связи с особенностями их производства изготавливают в основном специализированные фирмы. Они используют высококачественную фильтровальную бумагу, которую способны производить всего несколько фирм в мире. В последние годы производство фильтров освоили относительно новые предприятия, размещенные в странах Азии. Кроме того, ряд европейских и американских фирм имеет свои филиалы в данных странах.
Наиболее известными производителями автомобильных масляных фильтров в настоящее время являются:
Страны Европы: Sogefi Filtration (эта фирма более 60 лет представлена на мировом рынке, ее фильтры с торговыми марками «FIAAM» и «FRAM» широко применяются на европейских, американских, японских, корейских и российских автомобилях); Mann + Hummel Pro Tec Gmbh (торговая марка «MANN FILTER»); MAHLE (торговые марки «Mahle» и «Knecht»); Hengst Filterwerke (торговая марка «Hengst Filter»); UFI filters (торговая марка «SOFIMA»); SCT-Vertriebs Gmbh (торговая марка «SCT»).
США: Donaldson; Wix (Wix-Filtron); Fleetguard; Federal Mogul (эта фирма транснациональная, известна под торговой маркой «Champion»).
Япония –TSUCHIYA Co; MFG Co; Nippon Micro Filter Co.
Китай – NAFIL Filter Co; QAP Automotive Industries Ltd.
Тайвань – PEKO Inc. Ltd.
Южная Корея – KANGNAM Filter Co; SE-KWANG Ind. Co.
Турция – Fil Filter Ltd; ASAS Filter Ind.
В России, наряду с давно работавшими производителями фильтров – «ЛААЗ», «ЭЗТФ», «ЧАЗ» и «ЗАРЯ», в последние годы появилось около 50 новых фирм, таких как НПФ «Невский фильтр», «Промышленно-Торговая Группа БИГ» (торговая марка «БИГфильтр»), «Салют-фильтр», «ЦИТРОН», «J-CARS» и др.
Общие сведения
Автомобильные масляные фильтры должны отвечать следующим требованиям:
обладать достаточной грязеемкостью – способностью задерживать и накапливать значительное количество загрязняющих масло примесей, что в основном зависит от размера фильтрующего элемента и определяет срок службы фильтра;
обеспечивать оптимальную тонкость отсева загрязняющих примесей – определяется размером пор фильтрующего элемента1;
иметь небольшое гидравлическое сопротивление – для облегчения подачи загустевшего масла к трущимся парам при холодном пуске двигателя;
иметь достаточную прочность корпуса и надежное уплотнение по соединению с мотором – на случай аварийного повышения давления в системе смазки или внешних механических воздействий.
Очистка масла в системе смазки двигателя может производиться по двум основным схемам:
полнопоточной – включающей в себя один фильтр, через который прокачивается все масло, подаваемое масляным насосом (рис. 1);
комбинированной – включающей в себя, кроме полнопоточного фильтра, частичнопоточный фильтр или в некоторых случаях центрифугу (рис. 2).
Загрязняющие масло примеси, в зависимости от их происхождения, бывают:
органические – продукты неполного сгорания топлива и небольшого количества моторного масла, неизбежно попадающего в камеру сгорания (это связано с явлением «угар» масла);
неорганические – пыль и металлические частицы износа деталей, образующиеся при обкатке и последующей работе мотора.
Интенсивность загрязнения моторного масла зависит от конструкции и технического состояния двигателя, качества применяемого топлива, условий эксплуатации и многих других факторов.
Устройство фильтров
Масляный фильтр (рис. 3) состоит из корпуса, в котором находятся фильтрующий элемент и при необходимости – перепускной, противодренажный и противосливной клапаны. В зависимости от конструкции корпуса, фильтры могут быть двух типов:
неразборные (spin-on), получившие в настоящее время наибольшее распространение благодаря компактности, низкой стоимости и удобству замены;
разборные (replaceable cartridge) со сменным фильтрующим элементом, применяющиеся реже, так как имеют увеличенные габариты и менее удобны в обслуживании.
Фильтрующий элемент («штора») чаще всего изготавливается из специальной гофрированной бумаги, пропитанной смолами. Такая бумага обладает высокой пористостью, а благодаря пропитке – прочностью, водо- и маслостойкостью. Для достижения максимально возможной площади фильтрующей поверхности при минимальных габаритах фильтра бумагу укладывают специальным образом, обычно в виде многолучевой «звезды».
Фильтрующие элементы объемного типа из хлопчатобумажных, синтетических и искусственных волокон применяются реже.
Перепускной клапан (вy-pass valve) иногда называют предохранительным, обводным или байпасным. Его назначение – обеспечить гарантированную подачу моторного масла в систему смазки двигателя в случае, если оно не может пройти через фильтрующий элемент при его полном засорении или слишком большой вязкости масла при низких температурах. Давление срабатывания перепускного клапана устанавливается в зависимости от конструкции двигателя и у разных моделей находится в пределах 0,55–2,6 кг/см2.
Противодренажный клапан (аnti-drain valve) предотвращает слив масла из фильтра и масляных каналов в картер двигателя после его остановки. Это исключает при последующем пуске задержку подачи масла в систему смазки из-за образования воздушной пробки. Самая распространенная конструкция противодренажного клапана представляет из себя подпружиненный резиновый диск, закрывающий изнутри входные отверстия в корпусе фильтра.
Противосливной клапан (аnti-syphon valve) обычно устанавливается в неразборных фильтрах в комбинации с перепускным или противодренажным клапаном и не позволяет маслу выливаться из корпуса через выходное отверстие при замене отработавшего фильтра.
Отсутствие некоторых клапанов в фильтре возможно в случаях, когда:
фильтр размещен на двигателе так, что масло из корпуса вытечь не может, поэтому нет необходимости в наличии противодренажного и противосливного клапанов;
перепускной клапан установлен вне фильтра непосредственно на двигателе.
Общие рекомендации
Выбирать фильтр лучше по каталогам фирм-производителей. Для этого необходима информация о модели автомобиля и двигателя или идентификационный номер (VIN).
При использования фильтров от других автомобилей необходимо учитывать, что совпадение габаритных размеров, присоединительной резьбы, способа уплотнения и количества встроенных клапанов не может гарантировать равноценную замену.
Например:
установка фильтра от «Фольксвагена» на «Жигули» может стать причиной масляного голодания двигателя, так как у этого фильтра перепускной клапан открывается при давлении 2,1–2,6 кг/см2 вместо положенных для «Жигулей» 0,6–0,75 кг/см2 и при холодном пуске загустевшее масло к трущимся поверхностям будет поступать в недостаточном количестве;
установка фильтра от «Жигулей» на «Фольксваген» приведет к почти постоянному протоку масла в обход фильтрующего элемента даже на прогретом двигателе, так как перепускной клапан откроется при давлении 0,6–0,75 кг/см2 вместо положенных для «Фольксвагена» 2,1–2,6 кг/см2.
Фильтры-подделки теряют свою работоспособность и перестают очищать масло гораздо раньше «оригинальных». Их применение может существенно уменьшить ресурс двигателя. Дефекты, отличающие подделку от качественного неразборного масляного фильтра, такие как негерметичность противодренажного клапана, повышенное гидравлическое сопротивление и малый ресурс, невозможно определить визуально.
Внешний осмотр позволяет выявить только явные признаки некачественного изделия:
маркировка смазана, содержит неточности и противоречия, а также грамматические ошибки, особенно в тексте на иностранных языках;
на резьбе заусенцы, на корпусе следы сварки, трещины в местах вальцовки;
резиновое уплотнение неплотно ложится на основание корпуса;
фильтрующая штора выполнена с малым количеством гофр, к тому же распределенных неравномерно (это можно увидеть через отверстия в корпусе).
Наиболее надежный способ уберечься от подделки – приобретение фильтра в крупных специализированных магазинах автозапчастей или фирменных сервисных центрах.
Периодичность замены фильтра и масла в двигателе указана в инструкции к автомобилю. Однако следует иметь в виду, что тяжелые условия эксплуатации машины (городские в том числе) сокращают срок их службы. К таким условиям можно отнести частые запуски и остановки неполностью прогретого мотора, его продолжительную работу на холостом ходу, запыленность воздуха и низкое качество топлива. Поэтому более частая в разумных пределах замена моторного масла и фильтра положительно отражается на общем ресурсе двигателя.
Образование воздушных пробок в маслоприемнике или во всасывающем патрубке масляного насоса иногда возможно при замене моторного масла. Они препятствуют засасыванию его насосом и созданию рабочего давления в системе смазки. Из-за этого после пуска двигателя на панели приборов продолжает гореть красный световой индикатор недостаточного давления моторного масла.
Часто считают, что виноват вновь установленный масляный фильтр и его меняют еще раз. Иногда давление масла при этом восстанавливается, так как в процессе повторной замены воздушная пробка удаляется, подтверждая ошибочное предположение о дефектности первого фильтра.
Если после замены масла и фильтра красный световой индикатор не гаснет более 30 секунд после пуска двигателя, то следует:
выключить двигатель;
отвернуть масляный фильтр так, чтобы ослабить резиновое уплотнение;
отключить систему зажигания и прокрутить стартером двигатель до тех пор, пока из-под резинового уплотнения не появится масло;
вновь завернуть масляный фильтр и удалить подтеки;
подключить систему зажигания и пустить двигатель, давление масла должно достигнуть нормальной величины не более чем за 10 секунд.
----------------------------------------------------------------------------------------------
1 Фильтрующий элемент со слишком мелкими порами быстро засоряется микрочастицами, не представляющими для двигателя большой опасности, а фильтр с крупными порами не обеспечивает необходимую очистку масла.
Масляные фильтры
Модератор: Mortis
- Автор
- Сообщение