Электрика? Это просто!

Комлексно про электрооборудование
Ответить
  • Автор
  • Сообщение
Не в сети
Заглянувший
Заглянувший
Сообщения: 32
Зарегистрирован: Вт мар 20, 2012 0:12 am
Автомобиль: ГАЗ-3102`86 ГАЗ-21`64 УАЗ-31514`00
Откуда: С-Пб, Гражданка-ФРГ
Поблагодарили: 1 раз

Электрика? Это просто!

#1

Сообщение KENTyara » Пт июн 15, 2012 14:34 pm

В общем как предыстория. На одной из клубных встреч зашёл вопрос об электрике и как вообще оно работает в машине. И народ попросил накидать статейку на форуме. Как говорится обещанного три гада ждут, так что приступим помаленьку к ликбезу.


Омы, Ватты, Амперы, Вольты и прочие интересные личности.

Электрические величины они завязаны друг на друга, поэтому надо их рассматривать в комплексе. Чтоб не особо углубляться в термины попробую всё это описать на пальцах.

Представьте себе узкий длинный коридор. В начале его находится толпа голодных человеков, а в конце столовая с кучей еды. Люди идут по коридору в сторону столовой. Так вот, коридор- это провод а толпа и столовая это клеммы аккумулятора. Степень голодности народа- это электродвижущая сила (ЭДС), оно же напряжение измеряется в Вольтах(В). Количество человеков способных протиснуться через двери коридора за раз- это сила тока, измеряется Амперами(А). И ещё немного для тренировки воображения. Представим что в нашем коридоре стоят препятствия. Люди идут в одну сторону, сталкиваются с препятствиями и между собой. В итоге замедляются, а заодно выделяют тепло. А наделал всё это безобразие некто Георг Ом, и называется оно Сопротивление(единица измерения Ом). И где-то рядом вертится товарищ Джеймс Уатт и меряет выделившееся тепло, оно-же мощность. (Вт). По такому принципу работает большая часть автомобильной электрики, разве что в моторчиках мощность не переводится в тепло, а в вращательное движение. А всякие там лампочки, подогревы сидений и поп, провода и выключатели работают так. Для приличия можно вспомнить товарищей Фарадея, Кулона, Генри, Герца и ещё много откровенно умных и безвозвратно мёртвых дядек- именно они рассказали нам как это работает.

И полезные для общего развития формулы:

U- Напряжение(В)
I – Сила тока(А)
R – Сопротивление(Ом)
P- Мощность(Вт)

U= I R - Сие есть закон Ома
P= U I - а так на эти величины завязана мощность


Из этого всего безобразия стоит сделать выводы:

-Ток штука умная, течёт туда где проще (открыли второй широкий коридор, большинство народа попёрло в него, но остались особо упоротые, бредущие в узкий)

-Больше тока течёт через узкий проводник- он сильнее греется, жгут проводов слипается, машина загорается.

-И ещё нечто умное. Вспомню и придумаю, потом напишу.



Ну а теперь, мои маленькие любители электричества спустимся с небес на землю. Все неисправности в этой части автомобиля делятся на 2 вида: Контакта нет и контакт есть там где не надо. Как результат: сдохшие реле, лампочки, выключатели. Поэтому сначала требуется диагностика. Чем можно произвести?

Самый простой вариант: «Контролька» Самая обычная лампочка на 12В с припаянными к ней проводами. Прижав один кончик к кузову а второй к нужному месту, можно узнать есть ли ток на этом контакте, а по яркости свечения- насколько он сильный. Легко и непринуждённо можно сделать самому, а можно купить в магазине всевозможные вариации на тему со светодиодной подсветкой, и прочими свистелками и перделками. Рекомендуется для хранения в бардачке.

Но мы то настоящие прошареные пацаны, и такие простые штуки для нас как личное оскорбление. Тогда заводим себе мультиметр. Тут тоже есть варианты Можно пользоваться старой дедушкиной стрелочной «Цешкой». В ней обычно есть все необходимые функции: амперметр, вольтметр, иногда омметр. А также можно наблюдать как прыгает стрелочка, и пользоваться в условиях постядерного апокалипсиса. А можно купить в пределах 700р китайскую коробочку с циферками, которых множество в специальных магазинах. Особо стоит выделить модели М812(очень маленький и с достаточным функционалом) и М838(Средние размеры, достаточно функций плюс измерение температуры, что иногда полезно). А главное оба недорогие и кондовые, поэтому не жалко утопить в луже и переехать колесом(бывали в моей практике такие случаи). Ну а дальше хозяйство будет наполняться Всевозможными щупами, крокодильчиками и прочими причиндалами.

Как этим работать? В принципе ничего сложного, главное помнить, что везде на кузове у нас «минус». Вольты мерятся прикладыванием одного щупа к кузову, а второго к точке измерения. Амперы мерятся прикладыванием щупов в разрыв провода, иначе сноп искр, и остальные интересные эффекты. Прозвонку для поиска потерявшегося контакта лучше проводить на отключённом аккумуляторе, Да и в принципе всю работу с электрикой стоит делать на обесточенной машине. Убить не убъет, но нервов попортить может дофига.
А и ещё. «Минус» (он же масса) у нас в любой точке кузова, соединён с соответствующей клеммой аккумулятора. Напряжение в бортовой сети от 10,5 до 14,5-15 Вольт вне этих пределов уже не хорошо. Токи текут в десятки Ампер, в стартерной цепи в момент заводки даже сотни. Так что техника безопасности рулит.



Уфф, что-то замордовался. В вложениях некоторые картинки. Ну и вопросы? Предложения? :regard:
Вложения
Multimetr_M838.jpg
Multimetr_M838.jpg (34.94 КБ) 2526 просмотров
multimetr_m812.jpg
Контролька.jpg

Не в сети
Аватара пользователя
Освоившийся
Освоившийся
Сообщения: 580
Зарегистрирован: Ср мар 16, 2011 12:23 pm
Автомобиль: ГАЗ-24 1976
Откуда: Иркутск
Поблагодарили: 2 раза

Re: Электрика? Это просто!

#2

Сообщение mike » Пт июн 15, 2012 17:48 pm

клево! многое прояснилось, но забуду же. я типа гуманитарий, но всегда мечтал разобраться в электрике... Не очень доходчиво со степенью голодности, пример какой то не очень... типа если голодные, то порвут вклочья? (12v против скажем 220v) тогда не вяжется выражение: "убивает не напряжение а сила тока".

И про выделение тепла не понятно. Я если возьму два проводка примотаю каждый к двум разным бритвам и кину в воду, при этом не допуская соприкасания бритв, то вода будет нагреваться.Вот она нагреваться будет из-за того что "люди сталкиваются между собой"? То есть грубо говоря минус с плюсом соединяются через воду, да? Если так то это понятно))

сорри за такие тупые вопросы всегда хотел наверняка в этом разобраться)

Не в сети
Аватара пользователя
Освоившийся
Освоившийся
Сообщения: 473
Зарегистрирован: Вс сен 25, 2011 19:51 pm
Автомобиль: ГАЗ М20 1953 г.в.
Откуда: Донецк
Благодарил (а): 39 раз
Поблагодарили: 13 раз

Re: Электрика? Это просто!

#3

Сообщение Maximko » Пт июн 15, 2012 18:26 pm

Вода будет нагреваться, т.к. является наибольшим сопротивлением. На наибольшем сопротивлении падает большая часть напряжения в последовательной цепи, соответственно и основной нагрев происходит в этом месте
mike писал(а): типа если голодные, то порвут вклочья? (12v против скажем 220v) тогда не вяжется выражение: "убивает не напряжение а сила тока".
Тут не понял вопроса :verynice:
_________________
ГАЗ М20 1953 г.в. (ЗМЗ-24Д, КПП ГАЗ-24, ЗМ ГАЗ-21)

Не в сети
Аватара пользователя
Заслуженный участник форума
Заслуженный участник форума
Сообщения: 4910
Зарегистрирован: Пт окт 05, 2007 10:54 am
Автомобиль: ГАЗ-24, 77год. ВАЗ-1117.
Откуда: Новочеркасск, Ростовская обл.
Благодарил (а): 111 раз
Поблагодарили: 233 раза

Re: Электрика? Это просто!

#4

Сообщение СержНовоч » Пт июн 15, 2012 21:36 pm

mike писал(а):тогда не вяжется выражение: "убивает не напряжение а сила тока".
Смысл этого выражения с одной стороны пямой - степень воздействия на тело человека электрического тока зависит именно от силы тока,(например 300мА - смерть) рода тока(постоянный, переменный, его частота) и пути тока.
А с другой стороны сила тока по закону Ома будет зависить от напряжения, приложенному к человеку и сопротивления тела. А вот эта величина очень нелинейная, непостоянная и зависит от многих факторов( влажность, настроение, индивидуальные особенности). Поэтому невозможно просчитать какое напряжение приведёт к летальному исходу.
_________________
ГАЗ-24, 77год, 290т.км. Без наворотов. В ожидании ремонта кузова...

Не в сети
Аватара пользователя
Освоившийся
Освоившийся
Сообщения: 513
Зарегистрирован: Вт фев 23, 2010 13:18 pm
Автомобиль: ГАЗ 2401 2001 г/в.
Откуда: Чувашская Республика
Благодарил (а): 12 раз
Поблагодарили: 12 раз

Re: Электрика? Это просто!

#5

Сообщение ПАРОВОЗ » Пт июн 15, 2012 23:35 pm

Вставлю свои пять копеек. Лучше без отсутствия перечисленных черт не лезьт выше 42 вольт.

1)в состоянии алкогольного наркотического опьянения.
2) после утомительных нагрузок и ночей без сна.
3) если нет понятий в электрике то же не лезьте.

Теперь те кому можно даже поссать на электрический кабель при этом не намочив в штаны.

Человеку находящемуся на диэлектрическом ковре либо в ботах.при условии что напруга до 1000в.

По поводу напруги в авто, то само напряженние 12в не сташно, а вот ток кз может вызвать нагрев проводников и обжечь .

По поводу напряжения 12 вольт существует ни чем не подкрепленные данные что люди умирали находившись под этим напряжением в особо неблагоприятных условиях.

По поводу высокой напруги проще, в 2010 мои товарищи потрогали руками воздушную ЛЕП 110000 вольт, при этом на их руках остались электрометки, Выгорели фуфайки,все живы.

Я к чему все это, пусть электрикой занимаются электрики, а вы простые смертные занимайтесь тем что лучше всего умеете делать. Я даже при перегорании лампы накала в габаритных огнях своей волги гоню ее на автосервис, где ее меняют высококлассные специалисты, и после этого я уже уверенно еду дальше зная что все сделано на высоком уровне. Хотя конечно если я знал закон ома, закон био-савара-лапласа,процессы протекающие в электрических машинах и всякой этой требухи,я может быть и сам поменял бы лампочку. :overhappy:

А для упертых советую Курс физики. Трофимова Т.И.,если освоете хоть 5% информации то вы крутой гений.
_________________
В ПЕРЕД ТОЛЬКО ВПЕРЕД
Ответить